Зарегистрироваться
Войти на сайт

Наши Видеоматериалы

Курочка ряба

Курочка ряба

ДДТ - 65!

ДДТ - 65!

Дворец в моей судьбе.

Дворец в моей судьбе.

Золушка

Золушка

остальные видеоматериалы...

Популярные новости

Календарь

«    Ноябрь 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Основные требования к оформлению дополнительной образовательной программы

Что такое «программа» и какие могут быть программы?

Каждый новый учебный год нас волнует вопрос программного обеспечения учебной деятельности. Какой должна быть программа учебной группы? Что она должна отражать? Каким требованиям соответствовать? Как выглядеть? За эти годы нами, безусловно, были наработаны программы, разные по своему типу, виду, направленности, уровню.

Прежде чем говорить о дополнительной образовательной программе, обратимся к словарям и вспомним, что мы понимаем под программой. Слово «программа»происходит от греческого «programma», что означает «распоряжение, объявление». С точки зрения педагогического проектирования, программа — особый вид проекта (конструктивно-технологический, содержательно-организационный вид). Напомним, что слово «проект» в переводе с латинского значит «брошенный вперед». В самом широком смысле, «проект» — представление о пути решения задачи, проблемы, пути усовершенствования, модернизации, развития. Исходя из этого, программа— содержательно-организационная модель какой-либо деятельности. Программа, положенная на бумагу, — это документ, определяющий цели, участников, содержание, результаты деятельности, а также порядок ее реализации.

Программа существенным образом отличается от плана.

План — документ, определяющий совокупность действий, необходимых и достаточных для реализации поставленных целей, распределенных в пространстве, во времени, а также между ответственными. Предназначение плана— упорядочить деятельность, обеспечить выполнение таких требований к процессу, как планомерность, систематичность и управляемость.

Попытаемся ответить на вопрос: «Какие программы могут быть у педагога дополнительного образования?»

Любая программа (как документ) отражает модель какой-либо деятельности, какого-либо процесса (практику). В практике учреждений дополнительного образования детей могут иметь место разные программы: программы педагогической, методической, психологической, организаторской, управленческой деятельности; учебные, воспитательные, образовательные программы и д.р. У конкретного педагога может быть в наличии тот или иной набор программных документов. Ниже в таблице 1 приведены примеры разных видов программ, которые могут быть у педагогических работников, отражающие определенную деятельность или процесс.

 

 

Категория
педагоги

ческих
работников

Некоторые виды
деятельности

Примеры видов программ

 

· Воспитательная

· Воспитательная программа

· Развивающая

· Развивающая программа (программа развития каких-либо способностей)

· Образовательная

· Образовательная программа

· Социально-педагогическая

· Программа социальной поддержки (помощи, коррекции и т.д.) какой-либо категории детей.

· Программа работы с родителями

· Методическая

· Программа методического обеспечения образовательного процесса

· Психологическая

· Программа психологического сопровождения деятельности какой-либо категории детей

 

Остановимся более подробно на основном виде программ, обеспечивающих деятельность учебной группы в учреждении дополнительного образования детей, — дополнительной образовательной программе.

В нашем понимании дополнительная образовательная программа — это нормативный документ, отражающий модель образовательного процесса в учреждении дополнительного образования, а именно его ценностно-целевое обоснование, содержание, организацию, порядок взаимодействия всех его участников и результативность. Не надо путать ее с учебной программой.

Учебная программа — это модель учебной деятельности. В отличие от образовательной программы она отражает лишь процесс обучения: логику преподавания предмета (предметов), его(их) содержание и организационные формы, а также усвоение учащимися того или иного уровня содержания.

Некоторые свойства дополнительных образовательных программ.

Дополнительным образовательным программам сегодня присущи ряд свойств, характеристик. Перечислим их.

Актуальность — свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни и быть ориентированной на эффективное решение проблем в будущем.

Прогностичность — способность программы в своих целях и планируемых действиях отражать не только сегодняшнее состояние образования, но и будущее.

Рациональность — свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые в конкретных условиях региона, учреждения дополнительного образования на основе имеющихся ресурсов позволяют получить максимальный результат.

Реалистичность — свойство программы, означающее соответствие цели и предлагаемых средств для ее достижения.

Целостность — свойство программы обеспечивать согласованность и полноту, взаимодействие и последовательность действий для реализации цели.

Контролируемость — свойство программы определять ожидаемые результаты, т.е. предлагать соответствующие способы проверки конечных и промежуточных результатов.

Корректируемость — это свойство программы своевременно обнаруживать отклонения или сбои, быстро на них реагировать, меняя детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику.

Вариативность — свойство программы предлагать различные пути достижения результата.

Интегрированность — соединение различных областей знаний в единое целое.

Структура дополнительной образовательной программы.

1. Титульный лист должен содержать следующие необходимые реквизиты:

— наименование образовательного учреждения, реализующего образовательную программу (формулировка как в Уставе УДО),

— должность и ФИО ответственного работника учреждения, утвердившего программу;

— дату утверждения образовательной программы,

— название программы;

— возраст детей, на который рассчитана дополнительная образовательная программа;

— срок реализации программы;

— ФИО, должность составителя, автора (авторов) программы;

— название города, населенного пункта;

— год разработки образовательной программы.

Основные требования к оформлению дополнительной образовательной программы

 

2. Пояснительная записка раскрывает:

— направленность дополнительной образовательной программы;

— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

— цель и задачи образовательной программы;

— отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в данной области;

— степень авторства при создании программы, идеи других авторов, использованные в программе;

— возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы;

— особенности учебной группы, его традиции;

— принципы отбора детей в коллектив (если необходимы);

— принципы отбора содержания и принципы организации образовательного процесса;

— обоснование выбора типа и вида образовательного процесса;

— продолжительность реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

— формы и режим занятий; валеологические требования к организации образовательного процесса (санитарно-гигиенические нормы); наличие индивидуальных образовательных маршрутов;

— интеграция с различными специалистами, организациями, родителями;

— ожидаемые результаты (излагаются как критериальные описания в конкретных признаках, которые можно продиагностировать соответственно задачам, содержанию образования и типу образовательного процесса) и способы их проверки;

— формы подведения итогов реализации образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

3. Календарно – тематический план составляется так же на целый год и отражает как собственно образовательную деятельность, так и воспитательную работу. Количество часов, отведенное на освоение тем и разделов образовательной программы в год равно 144 на 36 учебных недель, следовательно группа занимается 144:36 = 4 часа в неделю.

Для составления календарно – тематического плана рекомендуется использовать следующую таблицу:

 

Календарно – тематический план

Тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

Дата

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Списки литературы (для педагога и для детей).

5. Внеучебная деятельность

(Массовые мероприятия учебного, воспитательно-развивающего характера и др.)

При подготовке программы и подготовке к занятиям педагог опирается на развернутое перечисление

Учебно-методического компонента

для педагога и обучающихся:

- учебные и методические пособия:

- дидактический материал

- наглядный материал

- учебные видеофильмы

- конспекты занятий

- план-конспект занятий (открытого, итогового и т. д.)

- исследовательские работы учащихся

- информационный и справочный материалы

- научную, специальную и методическую литературу

- каталоги

- памятки, инструкции, советы

- список наглядно-информационных материалов

- методические рекомендации

- методические разработки

- тематические папки

- тесты

- диагностические методики

- сборники заданий и упражнений

- материалы по использованию в образовательном процессе социокультурной среды РЮО

- мультимедийные материалы

- компьютерные программные средства

- видео-каталог, аудио-каталог

 

6. Воспитательный компонент включает в себя:

- сценарии праздников

- летопись коллектива

- информационные материалы о коллективе(буклеты, реклама, статьи и т.п.)

- творческие отчеты

- фотоальбомы

- видеоматериалы

- сайт коллектива в сети Интернет

- материалы по работе с родителями, планы проведения родительских собраний, анкеты и т. п.)

- памятки и т. п.

 

7. Компонент результативности включает в себя:

- индивидуальные образовательные маршруты (творческий дневник, дневник достижений, рабочая папка обучающегося и т. д.);

- анкеты для детей и родителей;

- вопросники;

- результаты тестирования;

- портфолио;

- дипломы и грамоты;

- программки выступлений и приглашения;
- отзывы;

- публикации.

 

 

скачать dle 10.6фильмы бесплатно
вернуться назад версия для печати зарегистрироваться

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
вернуться назад вернуться на главную